РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема для повторения:
Имя существительное
Ссылка для печати
Загадка:
1 буква находится в слове «конфета» и обозначает непарный звонкий согласный.
2 буква — гласный из слова «звенеть».
3 буква — звонкая пара к глухому согласному «т».
4 буква — безударный гласный в слове «пшеница».
5 буква — непарный звонкий твердый согласный в слове «дятел».
6 буква — гласный, который обозначает два звука в слове «яблоко».

Какое слово у вас получилось? 
(Неделя единица исчис­ления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Изна­чально этим словом назывался день отдыха, когда можно было ничего не делать. И сейчас в белорусском языке воскресенье это нядзеля.)

1.Запишите и запомните это слово. 
Составьте с ним предложение.
Подчеркните главные члены предложения.

2. Разделите слова на три группы: 
Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

Прочитайте сказку, ответьте на вопрос:
Как можно было бы разделить слова на группы?


В одном королевстве жили имена существительные, сначала все они были очень похожи. Да так, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг — су­ществительных знаки различия, тот будет награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услыша­ли про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не раз­делили их до конца.
Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попами слова: муж, папа, стул, дядя...). Те сло­ва, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попаяй слова: жена, мама, весна...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими стали слова: солнце, небо...).
Вот так и появился род у существительных. С тех пор королева пере­стала путать существительные друг с другом, так как знала секрет разли­чия рода имени существительного.

— На какие еще три группы можно разделить имена
 суще­ствительные?
Выполните задание 2 письменно, пользуясь памяткой:

Женский род запомню я                                И опять скажу: «Он — мой».
И скажу: «Она — моя».                                     Средний род: «Оно — мое!»,
И запомню род мужской,                              Это правило — твое!

3. Укажите  род существительных, поставив их  в единственное число, запишите.
Книги, яблоки, улицы, деревья, дома, окна, столбы, мосты, каникулы, санки, ворота.

В каких словах вы не смогли определить род, почему?

4. Подберите подходящие по смыслу имена существительные, запишите словосочетания и укажите их род.

Ловкая.., мягкая.., теплое.., поздний.., глубокое.., робкая.., легкий....

5.Прочитайте слова. Какой частью речи являются данные слова?   На какие две группы можно их разделить? Назовите имена существительные женского рода. Перечислите имена существительные мужского рода. Какую особенность в написании заметили? Сделайте вывод. Запишите в два столбика.

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, еж, молодежь.


6. Запишите ответы на вопросы, порассуждайте, что нужно писать на конце существительных и почему. Сверху напишите род имен существиельных.
Упакованные вещи, которые берут с собой в дорогу. 
Под полом таится, кошки боится. 
Растение на болоте. 
Бывает устная и письменная.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками
Суп со свеклой, морковкой, капустой и другими овощами. 
Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. 
Зимой дрова ест, а летом спит. 
Часть суток с вечера до утра. 

Проверьте себя:
Багаж, мышь, камыш,  речь, ёж, борщ, нож, печь, ночь.

Переносим свои знания с белорусского языка в русский.
Склоны(па-беларуску)- падежи (по-русски)


7. Запишите строки стихотворения, изменяя слова. Пользуясь памяткой, поставьте вопросы к словам в скобках и определите падежи.
Спроси у (жизнь) строгой,                          
Какой идти (дорога),
                                                    
Куда по (свет) белому                                              
Отправиться с (утро).                                                
Иди за (солнце) следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою (добро).

8. Напиши под диктовку. Сначала прослушайте диктант. Затем пишите под диктовку, ставя ролик на паузу.


Текст для проверки:
Летом ты идешь с ребятами на луг. Там растут ромашки и колокольчики. В траве горят алые гвоздики. Расскажи ребятам, что около больших городов уже мало осталось полевых цветов. Их надо беречь. Надо уметь вести себя и в лесу. Черничный кустик может угощать своими ягодами триста лет. В лесу где есть муравейники деревья меньше болеют. Без птичьей песни мы не слышим голоса весны.

8. Подчёркнутые имена существительные выпишите и разберите (число, род, падеж)

Спасибо за работу! Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий